Правила игры берг
Берг (от немецкого Berg - гора) - распространенная
в основном в Западной Европе) карточная игра. Существует основная спортивная
версия этой игры, и большое количество ее любительских вариантов. Спортивная
версия мало распространена в России, первые клубы любителей игры в берг
начали создаваться в 2000 году. Однако любительские вариации этой игры
давно популярны в России под различными наименованиями ("немецкий дурак",
"французский дурак", "японский дурак", "негр" и прочие). Далее будут
изложены правила варианта игры клубе Гамблер.
Цель игры и аксессуары игры в берг
В берг играют вдвоем колодой из 42 карт (от Туза до пятерки в каждой масти и два джокера - красный и черный). Цель каждого из игроков - быстрее
взять берг - то есть набрать заранее договоренное количество очков и при этом обеспечить максимальный отрыв по очкам от соперника.
По продолжительности (высоте берга) игры делятся на четыре варианта:
короткая игра - до 15 очков; длинная игра - до 25 очков; турнирная игра (применяется как основная в Гамблер
и в российских клубах при играх по олимпийской системе) - до 10 очков; произвольная игра -продолжительность устанавливается по договоренности (это - дополнительная конвенция, не применяемая в официальных играх).
Берг считается взятым, если один из игроков по итогам сыгранной партии
набрал нарастающим итогом больше высоты берга (то есть 15, 25 или
10 очков), при этом в протокол игры заносится реальный результат партии (например: 17,5 - 11,0).
Сдача карт в игре берг
Сдающего в первой сдаче определяют жребием. Сдающий сдает первые три партии, затем три партии сдает его соперник, далее - по три партии поочередно. В качестве дополнительной конвенции игроки могут выбрать сдачу по одной партии поочередно.
Колода тасуется сдающим, подснимается его соперником, после чего сдающий
по одной сдает по 5 карт каждому игроку.
После этого в руках у сдающего остается 32 карты. Первая верхняя карта
переворачивается и называется Вскрышкой. Вскрышка является первым ходом сдающего.
После вскрышки сдающий отсчитывает 10 верхних карт и, не открывая, откладывает
их в сторону. Эти десять карт называются малой колодой.
После этого в руках у сдающего остается 21 карта. Эти карты кладутся
рядом со вскрышкой и называются большой колодой.
По итогам сдачи карт у игроков в руках находится по 5 карт, одна лежит
в качестве вскрышки, рядом со вскрышкой кладется большая колода и чуть дальше - малая колода.
Правила хода игры в берг
Первый ход сделан сдающим -это вскрышка. Основное правило дальнейших ходов - на соответствующую
карту вы можете положить карту той же масти или того же номинала (например:
на 9 пик вы можете положить любую карту пиковой масти или другую 9).
Есть только четыре исключения:
- дамы в этой игре можно класть на любую масть;
- джокер кладется на любую масть его цвета (черный или красный);
- после хода валетом обязательно кладется карта, которая заказана
игроком, положившим валета;
- после хода дамой обязательно кладется карта той масти, которая
заказана игроком, положившим даму (либо можно положить на даму джокер цвета заказанной масти или другую даму).
Перед тем как сделать ход, игрок имеет безусловное право взять из колоды
одну карту. Он может взять одну карту и тогда, когда у него на руках есть карты для хода.
Вместе с тем игрок, имеющий ход, может сделать его сразу, не беря карту из колоды.
Если игрок взял из колоды одну карту, он может сделать ход (в том числе и пришедшей картой) или объявить пас и пропустить ход.
Игрок имеет право объявить пас только после взятой из колоды карты.
При этом пас может быть объявлен вне зависимости от того, есть у игрока карты для хода или нет.
При совершении второго хода игрок кладет карту на вскрышку, третья карта кладется на вторую и так далее.
Для того чтобы брать карты, сначала расходуется большая колода. Когда
в ней не остается карт, игроки переходят к малой колоде. После того
как все карты малой колоды разобраны, игроки переворачивают колоду,
сложенную из сделанных ходов. Карта последнего хода становится вскрышкой,
а перевернутая колода - колодой для игры. После того как малая колода
израсходована, колода для игры уже не делится на малую и большую.
Игроки берут карты из одной перевернутой колоды.
Значение карт игры в берг
Карты имеют следующие значения:- 5 - соперник пропускает ход: игрок, положивший 5, ходит еще раз;
- 6 - соперник пропускает ход; игрок, положивший 6, ходит еще раз;
- 7 - соперник пропускает ход и берет из колоды две карты; игрок,
положивший 7, ходит еще раз;
- 8,9,10 и Король - не имеют специального значения; после такого
хода такой картой, ход переходит к сопернику. Эти карты обычно называются
балластом;
- Валет - заказывает карту (обязаловка); если у соперника есть
заказанная карта, он обязан сделать ей ход. Если карты у соперника нет,
то он берет карту из колоды и (если она не пришла) говорит пас. После
этого если такая карта есть у игрока, положившего валета, он обязан
с нее пойти. Если карты нет у обоих игроков, то они поочередно берут
карты из колоды, пока к одному из них не придет заказанная карта. Перебить
заказ валета нельзя. Только если сделано заявление Добор (джокеров)
соперник объявившего добор игрока не ходит заказанной картой то тех
пор, пока у него на руках после хода не останется минимум три карты;
- Дама - заказывает масть. Соперник должен положить на даму карту
заказанной масти или джокера соответствующего цвета. Однако в данном
случае он не обязан класть свою карту, даже при наличии у него заказанной масти. Игрок может взять одну карту из колоды и объявить пас.
Особое правило существует при ходе дама на даму. Он называется перебить
масть или перебить заказ. При этом автоматически заказанной считается масть верхней дамы.
При своем ходе даму можно класть на карту любой масти.
- Туз - соперник пропускает ход и берет из колоды одну карту; игрок,
положивший туза, ходит еще раз;
- Джокер - соперник пропускает ход и берет из колоды четыре карты;
игрок, положивший джокера, ходит еще раз; джокер кладется на масть соответствующего
цвета и на него кладется любая карта того же цвета или другой джокер
(например: 7 пик, черный джокер, 8 треф; или: 5 бубен, джокер красный,
джокер черный)
Подсчет очков и записи игры в берг
Очки получаетигрок, первым сбросивший все свои карты. При этом принципиально важно, какие карты он положил последними.
В обычном случае игрок, вышедший первым, пишет в свою колонку 0,5 очка.
При подсчете очков особо учитываются так называемые значащие карты.
Значащие карты - это джокеры и дамы. При этом завершение партии на:
даму треф, бубен или червей - дает 1,0 очко; даму пик - дает 1,5 очка; джокера - дает 2,0 очка.
Очки значащих карт суммируются, если последними лежат только значащие карты выигравшего игрока. Например:
Ход игрока А - 8 пик;
Ход игрока В - 7 пик, джокер черный, джокер красный, дама треф - последняя карта!
Игрок В пишет в свою колонку 5,0 очков (2+2+1).
Или:
Ход игрока А - 9 червей;
Ход игрока В - дама треф - заказ масти: бубна!
Ход игрока А - взял карту из колоды и объявил пас;
Ход игрока В - дама пик - последняя карта!
Игрок В пишет в свою колонку 2,5 очка (1+1,5).
Результаты пишутся в колонку каждого игрока нарастающим итогом, результаты
после перехода сдачи (при конвенциях - сдача по три партии) отчеркиваются.
Например:
Игрок А Игрок В 1,0 - 1,0 - 1,5 2,0 3,0 2,0 3,5 2,0 3,5 5,0 В игре в берг возможна ничья. При ничьей каждый игрок
пишет в свою колонку по 0,5 очка. Ничья объявляется автоматически если
колода переворачивается в третий раз, а также если все карты находятся на руках у игроков, и ни одной - в колоде.
Карты, которые остались на руках у проигравшего, не имеют никакого значения.
Дополнительной конвенцией является условие, что если на руках у игрока остались только значащие карты, то он теряет их стоимость в очках.
Заявления игры в берг
В ходе игры можно сделать ряд заявлений,
которые фиксируются в колонках результатов и влияют на дальнейший ход
игры, вводя определенные ограничения. Любое заявление игрок может сделать исключительно перед своим ходом.
-
Объявить добор (джокеров) каждый игрок может не более одного
раза в одной партии. Игрок, объявивший добор, сразу списывает со своего
результата 0,5 очка. После объявления добора сначала сделавший заявление,
а затем его соперник должны показать друг другу имеющихся и у них джокеров.
Если у игрока джокеров нет, то он сообщает об этом оппоненту. После
объявления добора игроком у его соперника на руках не может оставаться
менее трех карт (если на момент заявления у него 3 или меньше карт -
он пасует, пока число карт не достигло трех). В дальнейшем это правило
действует до того момента, пока в колоде еще есть джокеры. При этом
если кто-либо из игроков взял джокера из колоды, он обязан сразу же
показать его (показывается автоматически). Если на руках у игроков в
момент объявления добора уже оказались два джокера, то правило добора
аннулируется мгновенно, а игрок сделавший заявление теряет 0,5 очка.
-
Сдаться за 0,5 можно в любой момент, пока не тронуты карты малой
колоды. Когда такое заявление сделано партия считается проигранной
заявившим с результатом 0 - 0,5.
-
Застраховаться - после этого заявления, игрок, заявивший страхуюсь,
списывает со своего результата 1,0 очко. С момента такого заявления
до того, как игроки не перевернут всю колоду в очередной раз, соперник
заявившего игрока не имеет право заказать валетом джокера. В некоторых
случаях это заявление является дополнительной конвенцией, хотя по сложившейся
в России практике, заявление о страховке - обязательный элемент правил
игры в берг. Такое заявление именуется простой страховкой. Дополнительной
же конвенцией является полная страховка, когда за 1,0 очко приобретается
запрет на заказ валетом джокера до конца партии.
-
Открыть карты соперника (купить открытую игру) - это заявление
всегда относится к дополнительным конвенциям. После этого заявления
игрок, пожелавший открыть карты соперника, списывает со своего результата
1, 0 очко. Его оппонент обязан открыть свои карты и до конца партии
играть в открытую. Это заявление можно сделать только после того, как
игроки разобрали все карты большой колоды. Отдельная конвенция позволяет
дорого покупать открытую игру за 1,5 очка (применяется в продолжительных
играх).
-
Объявить игру с тасованием - это заявление всегда относится к
дополнительным конвенциям. Оно имеет силу как игровая конвенция перед
началом всей игры и тогда распространяется на все партии, либо заявляется
в ходе одной партии игроком, ценой потери 1,0 очка, и распространяется
на оставшиеся партии игры. Игра с тасованием означает, что после любого
переворачивания колоды, все карты кроме вскрышки заново перетасуются
сдающим.
Штрафы игры в берг
Если игрок не положил
на валета заказанную карту (а она у него была) либо не показал или не
вовремя показал джокера при доборе, то он считается автоматически проигравшим
партию. Очки соперника при этом увеличиваются до высоты берга плюс 5,0 очков.
По договоренности штраф может быть дешевым и стоить 5,0 очков.
Иные штрафы применяются по договоренности.
В Гамблер обязаловка действует автоматически, то есть джокер при доборе показывается игрокам, и при заказе валетом можно пойти только заказанной картой.