Правила маджонга
Описание игровых костей
Игра ведётся набором из 136 костей. В полный набор входит по 4 одинаковых кости каждого из 34 видов.
Тридцать четыре различных вида костей складываются из: трёх мастей Бамбуков, Дотов и Символов, которые в Китае называются "tiao", "tung" и "wan" соответственно (см. рис. 1, 2 и 3).
В каждой из этих трёх мастей кости идут от единицы до девятки. Таким образом, три масти определяют 27 видов костей, по 4 кости каждого вида, что в сумме даёт 108. Кроме этого, есть ещё четыре Ветра Восточный, Южный, Западный и Северный (см. рис. 4),
а также три Дракона Красный, Зелёный и Белый (см. рис. 5).
Церемония начала игры * Разбор Стены * Сдача
В Ма-Джонг играют четыре игрока. Каждый из них играет за себя.
Игроки рассаживаются, и каждый из них по очереди кидает два игральных кубика. Выбросивший наибольшее число очков становится Восточным Ветром, или лидером.
136 костей выкладывают на стол лицевой стороной вниз и тщательно перемешивают. Каждый игрок забирает себе случайным образом выбранные 34 кости и располагает их на столе перед собой лицевой стороной вниз в ряд из 17 костей в длину и 2 костей в высоту. Эти четыре ряда затем сдвигаются вперёд так, чтобы образовать квадрат в середине стола, который символизирует китайскую городскую стену (см. рис. 6). Та сторона Стены, с которой сидит лидер, всегда является Восточной, напротив него располагается Западная, справа Южная и слева Северная сторона.
Разбор Стены
Порядок разбора Стены определяется двумя бросками двух игральных кубиков. Сначала лидер бросает два кубика, и сумма выпавших очков указывает Стену, которая будет разбираться. Отсчёт ведётся от лидера против часовой стрелки. Таким образом, если выпало 2, 6 или 10, то кубики для второго броска берёт Юг, если 3, 7 или 11, то кубики берёт Запад, если 4, 8 или 12 Север, а если 5 или 9, то кубики остаются у лидера.
Следующий бросок кубиков делается игроком, чья Стена будет разбираться, и определяет точную позицию, с которой будет разбираться Стена. Игрок бросает два кубика, а затем отсчитывает с правого конца своей Стены (по часовой стрелке) столько пар костей, сколько очков выпало в сумме двух бросков. В этом месте Стена вскрывается, и игрок кладёт две вынутые из Стены кости, называемые Свободными костями, справа от этого места, лицевой стороной вниз. В дальнейшем Свободные кости будут указывать конец Стены.
Сдача
Далее лидер берёт первые четыре кости (две пары) с левой части открытой Стены. За ним по 4 кости в свою очередь берут Юг, Запад и Север, разбирая Стену по часовой стрелке до тех пор, пока у каждого не будет по 12 костей. На четвёртом заходе каждый игрок берёт из Стены по одной кости, что даёт по 13 костей на руках. Затем лидер берёт из Стены дополнительную кость, и, таким образом, у него на руках получается 14 костей. После этого Стена выглядит примерно так, как показано на рис. 7 (обратите внимание на расположение Свободных костей в конце Стены).
Затем каждый игрок раскладывает кости по мастям, причём лицевая сторона костей скрыта от других игроков, как при игре в домино.
Игра * Чоу * Панг * Конг * Маджонг (выигрыш)
Лидер (Восток) начинает игру, выкладывая лишнюю (четырнадцатую) кость на кон в центре стола. За ним свой ход делает Юг, взяв одну кость со Стены и сделав снос (см. рис. 8). Процесс игры заключается в том, что игроки поочередно, начиная с лидера, заменяют свои кости на более подходящие, т.е. к 13-ти постоянным костям берется 14-я, и делается снос ненужной кости. Игроки по очереди продолжают делать ходы до тех пор, пока либо один из них не соберёт выигрышную комбинацию (Ма-Джонг), либо в Стене останется 14 костей без учёта Свободных (в последнем случае игра считается несыгранной).
Цель игры состоит в том, чтобы собрать выигрышную комбинацию из четырёх групп по три (или четыре) кости и пары одинаковых костей. В группе может быть либо три или четыре одинаковых кости, либо последовательность (например, 5, 6, 7) из трёх костей одной масти.
В принципе, число игр не ограничено. На практике число игр либо оговаривают заранее, либо играют один гейм, состоящий из четырёх раундов (Восточный, Южный, Западный и Северный). Раунд заканчивается, когда каждый из игроков по разу побывает Востоком; соответственно, гейм состоит как минимум из 16 игр.
Каждому раунду соответствует одноименный Ветер, который является для всех игроков преимущественным. Кроме того, в каждой игре у каждого игрока есть собственный Ветер, определяемый положением игрока относительно лидера (Востока) или другими словами тем "местом" на котором он сидит во время конкретной сдачи - север, юг или запад.
Чоу
После того, как любой игрок делает ход, выкладывая кость на кон, сидящий справа от него игрок, чья очередь ходить, имеет возможность либо взять кость со Стены, либо забрать с кона последнюю выложеную кость в том случае, если она образует последовательность с уже имеющейся у этого игрока парой костей. В последнем случае он должен сказать "Чоу", выложить три кости, которые образуют последовательность, лицевой стороной вверх перед собой и снести одну из своих костей.
Взять кость на Чоу имеет право только только тот игрок, чья очередь делать ход.
Игрок, который собирается взять кость на Чоу, обязан уступить её игроку, который собирается взять эту кость на Панг (см. ниже).
Панг
Если у игрока есть пара одинаковых костей, а другой игрок сносит третью такую же кость, то первый игрок имеет право сказать "Панг" и забрать её даже в том случае, если не его очередь делать ход. Игрок, взявший кость на Панг, должен выложить получившуюся тройку костей лицевой стороной вверх перед собой и затем снести одну из своих оставшихся костей, чтобы у него оставалось правильное количество костей (13). После этого право хода переходит к игроку, сидящему справа от сделавшего Панг, и, таким образом, часть игроков пропускает свой ход.
Игрок, который собирается взять кость на Панг, обязан уступить её игроку, который собирается взять эту кость на Маджонг (см. ниже).
Конг
Если игрок имеет на руках три одинаковых кости и берёт такую же четвёртую с кона, он должен сказать "Конг", выложить эти четыре кости лицевой стороной вверх перед собой и взять одну Свободную кость (дальнюю от конца Стены) для того, чтобы у него было правильное число костей на руках. Затем игрок делает снос.
Он не может взять кость с кона, если три его кости уже выложены в открытую на стол. Если игрок уже имеет три одинаковых кости, выложенных в открытую на стол, и берёт четвёртую кость со Стены, он может доложить её к трём имеющимся, образуя Конг (в этом случае он тоже должен взять Свободную кость).
Если игрок собрал все четыре кости со Стены, он может выложить их перед собой и взять последнюю от конца Стены Свободную кость, чтобы у него было правильное число костей на руках, а затем сделать снос. В этом случае две кости выкладываются на стол лицевой стороной вверх, а две оставшиеся кости лицевой стороной вниз, показывая, что Конг является Закрытым, поскольку это будет иметь значение при подсчёте очков (см. "Подсчёт очков" и "Игровая практика").
Если обе Свободные кости использованы, наверх Стены выкладываются две взятых с конца Стены кости в качестве Свободных. За наличием Свободных костей следит игрок, который строил эту Стену.
Игрок, который собирается взять кость на Конг, обязан уступить её игроку, который собирается взять эту кость на Маджонг (см. ниже).
Маджонг (выигрыш)
Когда игрок завершает комбинацию из четырёх групп по три (или четыре) кости и пары одинаковых костей, взяв последнюю недостающую кость либо со Стены, либо с кона, он объявляет "Ма-Джонг" ("игра сыграна"). Игрок также имеет право ограбить Открытый Конг в момент его объявления другим игроком, взяв из него недостающую для завершения комбинации кость. Все игроки выкладывают свои кости на стол лицевой стороной вверх и подсчитывают стоимость своих комбинаций.
В том случае, если одна и та же кость с кона подходит нескольким игрокам для завершения Ма-Джонга, обычно действует следующее правило: выигравшим считается тот, кто сидит дальше всех от сделавшего снос игрока, считая против часовой стрелки.
Примечание: на Гамблере принято играть "с внутренними удвоениями". Обычный самый "дешевый" маджонг объявлять нельзя, обязательно должно быть хоть одно внутренне удвоение.
Обычно для расчётов между игроками используют специальные фишки, хотя можно вести счёт и на бумаге.